Письмо председателю Государственной Думы РФ Володину В.В. (Исх. № 1753/77 от 26 ноября 2017г.)

Уважаемый Вячеслав Викторович!

 Проблема продуктового фальсификата и контрафакта имеет угрожающий международный масштаб. По оценкам американской ассоциации производителей бакалейных товаров, ежегодный ущерб от мошенничества в пищевой промышленности достигает 10 – 15 миллиардов долларов.

Это значит, что 10 процентов всех продаваемых в коммерческих целях продуктов питания являются подделкой. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) совместно с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО) готовятся к разработке портативных ручных устройств, с помощью которых можно будет быстро и легко обнаружить поддельные продукты.

28 июля 2017 года Председатель Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров в Совете Федерации РФ обозначил объемы нелегального сектора: «В легкой промышленности объемы незаконного оборота формируют около 35 проц. рынка. В пищевой промышленности фальсификат по молоку оценивается в 20 проц., по рыбе доходит до 50 проц., в автомобильной промышленности и сельхозмашиностроении контрафакт в сегменте комплектующих составляет в среднем около 30 проц. Примерно во столько же в целом по стране оценивается доля незаконного оборота топлива».

29 сентября 2017 года на рассмотрение ГД РФ внесен проект Федерального закона №275075-7 «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Авторами проекта предлагается отложить до 01 июля 2018 года введение на территории РФ процедуры оформление ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме (ЭВС).

Депутаты ГД РФ предлагают оставить в обороте еще на 6 месяцев «подозрительную» продукцию, а населению страны каждый день 20 копеек из 1 рубля, потраченных на молочную товары, отдавать в магазинах за фальсификат и контрафакт.

Законопроект включен в Календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой РФ на 15.11.2017.

В пояснительной записке к законопроекту авторы, опираясь на позицию «ряда отраслевых союзов» (в т.ч. международных), делают вывод о том, что «большинство хозяйствующих субъектов также демонстрируют низкий уровень готовности к повсеместному переходу на систему ЭВС».

Это не удивительно. Практически в каждом субъекте сотни лиц занимаются производством и легализацией фальсифицированной и контрафактной продукции. Действительно, хозяйствующие субъекты, осуществляющие оборот фальсификата, не готовы к легализации своей деятельности и не планируют внедрение ЭВС ни при каких условиях. С 01 января 2018 года они будут вынуждены прекратить свою работу. Проект Федерального закона №275075-7 – это не только способ коллективной защиты теневого сектора, но и попытка запустить инструмент регулярного переноса срока внедрения ЭВС «на следующий год».

Необходимо учитывать, что денежные средства с нелегального молочного рынка провоцируют коррупцию. «Обеление» молочной отрасли сократит доходы недобросовестных чиновников.

По мнению премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, контрольно-надзорная деятельность в РФ коррумпирована, громоздка и малопродуктивна.

Внесенный законопроект – это попытка иностранных компаний оказать давления на российские власти (http://www.mk.ru/economics/2017/10/11/produkty-rossiyanam-postavlyayut-prizraki-inostrannye-agenty-u-nas-na-stole.html).

Согласно текста ФЭО к проекту Федерального закона «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»: «Реализация норм Федерального закона «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета».

В действительности, перенос на 6 месяцев внедрения ЭВС потребует дополнительное финансирование мероприятий по контрольной закупке и лабораторным исследованиям подозрительной молочной продукции в сумме не менее 1 млрд. рублей.

Отсутствие в пояснительной записке дорожной карты мероприятий на 1 полугодие 2018 по каждому субъекту свидетельствует о «спорности» вопроса сроков: достаточно ли будет 1 месяца, 10 дней или 5 лет авторы законопроекта не знают.

С целью открытого и всестороннего обсуждения законопроекта, в т.ч. с участием общественников и защитников прав потребителей, мною направлено письмо Ответственному секретарю Общественной палаты РФ с просьбой:

  1. В срок до 25 ноября 2017 года провести в Общественной палате РФ «0» чтение проекта Федерального закона №275075-7. По результатам рассмотрения законопроекта, направить в ГД РФ заключение ОП РФ.

В связи с необходимостью защиты интересов потребителей, легальных производителей молочной продукции, прошу:

  1. Рекомендовать Комитету ГД РФ по аграрным вопросам впредь не проводить обсуждение законопроектов, затрагивающих интересы широкого круга потребителей, без участия членов ОП РФ, гражданских активистов, защитников прав потребителей.
  2. Рекомендовать Комитету ГД РФ по аграрным вопросам включить в законопроект дорожные карты мероприятий на 1 полугодие 2018 по каждому субъекту.
  3. Не проводить рассмотрение законопроекта в 1 чтении в ГД РФ до проведения «0» чтения проекта Федерального закона №275075-7, получения заключения Общественной палаты РФ.

О принятых решениях просим направить ответ на эл. почту: info@nappf.ru.

С уважением,

Бражко Александр Анатольевич,

Координатор Федерального проекта «За честные Продукты!»