13-14 декабря 2017 года в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации пройдет конференция «Реформа КНД: первые итоги и новые вызовы»

За год реализации реформы контрольно-надзорной деятельности зафиксирован беспрецедентный уровень вовлеченности всех участников процесса: федеральных министерств и ведомств, инспекторов, предпринимателей. Об этом рассказали эксперты в ходе пленарной сессии конференции «Реформа КНД: первые итоги и новые вызовы», которая прошла в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации.

Куратор реформы, Министр РФ Михаил Абызов привёл конкретные данные о достижениях за год работы в формате проектного управления. Уже за первое полугодие 2017 года удалось добиться снижения смертности более чем на 1,5 тыс. человек лишь в сфере компетенций 3 органов контроля; при этом более 60% подконтрольных субъектов теперь отнесены к низкой категории риска и в плановом порядке не будут проверяться никогда, а по 6 видам государственного контроля плановых проверок не будет в принципе.

В 12 массовых органах контроля, на долю которых приходится более 80% всех контрольных мероприятий, утверждены новые показатели результативности: по фактическому снижению смертности, заболеваемости и ущерба взамен «палочных», на их основе будут приниматься кадровые и бюджетные решения. Савва Шипов, заместитель Министра экономического развития РФ, отметил, что задачи на 2018 год должны строиться на основе оценки работы за этот год.

Таким образом, скорректированные задачи станут реалистичными и выполнимыми. «Реформа не станет реальностью, если не проанализировать и не сделать публичными эти данные», — отметил Шипов. Заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Алексей Черкасов рассказал о приоритетных направлениях своего ведомства. Одним из главных достижений он назвал активную профилактическую работу с бизнесом, включающую проведение регулярных публичных мероприятий. «С апреля было проведено более 1 300 публичных обсуждений правоприменительной практики по всей стране, в них приняли участие более 300 000 предпринимателей», — в свою очередь указал Михаил Прядильников, руководитель проектного офиса реформы.

В ходе этих мероприятий руководители контрольно-надзорных органов встречались с представителями бизнеса на открытой площадке и разбирали кейсы, наиболее часто вызывающие вопросы у проверяемых, отвечали на вопросы бизнеса, в формате диалога получали обратную связь и рекомендации по улучшению деятельности инспекторов.

За первые 6 месяцев рабочие группы по пересмотру требований направили в органы власти свыше 400 предложений об отмене устаревших или избыточных требований. В итоге, как рассказала Ирина Саламатина, представлявшая Министерство юстиции РФ, эта оптимизация и введение проверочных листов позволили заложить основы нового типа контроля, начать смену мышления контролёров. Совместная работа по сокращению обязательных требований останется приоритетом Минюста и в следующем году. Марина Блудян, вице-президент «Опоры России», дала позитивную оценку такому взаимодействию: «Это беспрецедентное привлечение бизнеса. Не абстрактного, а известных руководителей, мы каждого знаем по имени».

Михаил Абызов рассказал о масштабном исследовании, проведённом Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации. В основе нулевого, предварительного замера Индекса административной нагрузки на бизнес лежит беспрецедентно большая выборка – были опрошены более 10 000 предпринимателей из 85 регионов, которая отражает структуру экономики по типу предприятий. «В целом опрос показал, что позитивных оценок больше, чем негативных, — подчеркнул руководитель проектного офиса реформы Михаил Прядильников. — При этом в разрезе разных практик обнаружены разные лидеры, поэтому нельзя однозначно выделить «лучшие» и «худшие» контрольно-надзорные органы с точки зрения предпринимательского сообщества. Что еще раз подтверждает правильность поставленной цели индекса – не выделить лидеров и отстающих, а выявить болезненные, с которыми предстоит работать в рамках реализации реформы».

Ключевые проблемы, которые выделяет бизнес, заключаются, например, в актуальности обязательных требований – а их актуализация является одним из ключевых направлений реформы. Также бизнес жалуется на недостаточную развитость дистанционных форм взаимодействия и сдачи отчетности, недостаточность профилактических мероприятий.

В дальнейшем методология индекса будет доработана с учетом уточнения выборки респондентов и соотношения озвученных проблем с конкретными практиками и процессами работы контрольно-надзорных органов. Абызов ещё раз призвал все контрольно-надзорные органы не воспринимать результаты как оценку их работы, а считать индекс базой для дальнейшего анализа.

Олег Качанов, директор Департамента проектов по информатизации Минкомсвязи, рассказал об успехах проекта по информатизации контрольно-надзорной деятельности. В 2017 году, по его словам, были заложены те основы, без которых остальные проекты просто не смогли бы работать. «Риск-ориентированный подход и другие элементы основаны на данных, это датацентричная реформа», — сказал он.

Если в этом году была создана инфраструктура, то в следующем будут активно развиваться сервисы для бизнеса и инспекторов. Уже сейчас на Госуслугах создан базовый функционал для бизнеса, интегрированный с личными кабинетами. В 2018 начнётся и использование электронных чек-листов.

Анонс конференции «Реформа КНД: Первые итоги и новые вызовы»

Реформа госконтроля продемонстрировала беспрецедентную вовлеченность участников — эксперты